Форум » Дополнительная информация. » Денди. » Ответить

Денди.

Michel de Monsalvi: Только поверхностные люди не судят по внешности, уверяет нас блистательный Оскар Уайльд. Искусством сделать в человеке прекрасным всё владели денди уайльдовских времен, и, в первую очередь, он сам. Пожалуй, проводя параллели между явлением дендизма девятнадцатого века и современностью, самым приближенным к дендизму явлением можно назвать метросексуальность. Значение этого модного слова в последнее время уяснили все, и кратко его можно сформулировать так: пусть геем можешь ты не быть, но быть красивым ты обязан. Ходить, стало быть, в салоны, следовать моде и не жалеть сил и денег на облагораживание своего внешнего облика. Первым денди, чей дендизм был запротоколирован не кем-то, а самим Платоном, называют Алкивиада, знаменитого греческого красавца. Среди своих соотечественников этот прекрасный юноша был известен своей привлекательностью, изяществом и экстравагантными поступками. В платоновском диалоге «Пир» Алкивиад появляется убранным цветами и лентами, часть которых отдает в знак особенной симпатии Сократу. При таком учителе Алкивиад может похвалиться не только красотой, но и мудростью, что делает его «имидж» более совершенным. Этот юноша был предметом обожания как греческих мужчин, так и греческих женщин – в общем, никого не оставлял равнодушным. В его образе раскрываются основные черты дендизма: гармония красоты и ума, изящество поведения и мысли, точно рассчитанный эпатаж. Родоначальником дендизма в его классическом шляпочно-сюртучном виде, который достиг своего совершенства в викторианскую эпоху, был знаменитый англичанин Джордж Браммелл, родившийся в конце восемнадцатого века. В промежуток времени, пролегший между ним и Алкивиадом, на модном фронте, конечно, многое случилось. Присутствовали и свои денди. Рим эпохи упадка был, очевидно, просто заселен модниками, да и среди варваров, наполнивших после его падения европейский мир, были свои любители нарядиться в особенно красивые портки. Средневековые бароны щеголяли друг перед другом накидками, о которые вытирали руки в случае, если под столом не оказывалось предназначенных для этого собак, а макарони времен Георга III разводили под напудренными париками вшей. Приверженцам ретросексуальности, упрекающим денди в излишней женственности следует заметить, что именно дендизм девятнадцатого века подарил мужчинам такую таинственную и доселе неизведанную вещь, как гигиена. Джордж Браммел ввел в моду – а значит, укоренил в общественном сознании – такие новшества, как регулярное мытье головы, ежедневная стирка сорочек, забота о ногтях. В особенности возмущали консервативных современников ежедневные ванны – частое мытье казалось им возмутительным раточительством и странной, почти опасной причудой. До очень позднего времени редкие ванны принимали только в рубашке, дабы снизить опасность сольных греховных занятий (как известно, в девятнадцатом веке все девочки, игравшие собой, слепли, а мальчики – сходили с ума). Однако со временем гигиенические стандарты внедрились в массы и ни у кого уже не вызывают нареканий. В последнее время люди почти перестали сомневаться в мужественности граждан, которые часто моют голову. Кроме всего этого, именно во времена Браммела начал формироваться прообраз того классического мужского костюма, который наличествует в нашем обиходе и по сей день. Были определены основные принципы его ношения – светлый в первой половине дня, темный вечером. Браммел был известен также тем, что перед выходом в свет много часов подряд тратил на завязывание шейного платка – прообраз галстука – каковых платков имел невероятное множество. Собирал он и жилеты, что стало предметом для подражания и своего рода доброй традицией среди многих его последователей, включая Оскара Уайльда, который, к тому же, предпочитал самые шокирующие цветовые решения. Такую же обширную коллекцию жилетов имел отечественный денди, поэт Михаил Кузьмин. Российские поэты Серебряного века не остались равнодушны к утонченной, немного снобистской магии дендизма. Дендизм – это не только мода, это своего рода учение. Современность во многом лишает современного денди возможности делать из своей жизни искусство – во всяком случае, оригинальным это искусство уже не будет. Пути современной метросексуальности пролегают от одной известной марки к другой, от модного клуба до модного салона причесок. Все здесь слишком материально. Почти все покупается. Но к дендистскому отглаженному костюму в идеале должны комплектом прилагаться совершенные манеры, отточенное чувство юмора, немного аристократического презрения и безусловная оригинальность. К счастью или к сожалению, но эта оригинальность не ставится на поток и не продается. Насколько среди денди была распространена гомосексуальность? Может быть, чуть больше, чем среди других сфер населения, хоть обязательным атрибутом и не являлась. Средневековые алхимики пытались найти философский камень, который не только дарил богатство, но и облагораживал душу. В символическом смысле превращение неблагородного металла в благородный означает преобразование души самого алхимика. По сути, сам мастер делается философским камнем. По тому же принципу основан и дендистский метод, идущий от эстетического, но, в конечном счете, тоже совершенствующий душу. Человек в этом смысле становится неким артефактом, преобразовывающим реальность. Он делается способен влиять на умы, диктовать моду, вдохновлять на творчество, сам творить. И при этом - прекрасно выглядеть. Источник - http://nezhna.com/post107328323/?upd

Ответов - 1

Michel de Monsalvi: Продолжение. Денди - социально-культурный тип 19 века: мужчина, подчёркнуто следящий за «лоском» внешнего вида и поведения. В отличие от щеголя, не слепо следует моде, но сам её создает, обладая тонким вкусом, неординарным мышлением, иронией по отношению к существующим моделям поведения. Они отличались приятным стилем речи и безукоризненным языком. Многие из них обладали высокими дарованиями и преуспевали во всем, что они делали; менее талантливые, если им что-то не удавалось, умели вовремя остановиться, без особых иллюзий или энтузиазма. Они демонстрировали джентльменскую выучку - щедрость и великодушие. Эфемерные как молодость и духи, они все же имели одну постоянную черту - верность в дружбе, несмотря на позднейшее соперничество". Большое внимание денди уделяли своему внешнему виду. Правила «Искусство одеваться» от Бульвер-Литтона : «Уметь хорошо одеваться — значит быть человеком тончайшего расчета. Нельзя одеваться одинаково, отправляясь к министру или к любовнице, к скупому дядюшке или к хлыщеватому кузену: именно в манере одеваться проявляется самая тонкая дипломатичность. В манере одеваться самое изысканное — изящная скромность, самое вульгарное — педантическая тщательность. Одевайтесь так, чтобы о Вас говорили не «Как он хорошо одет!», но «Какой джентльмен!» Избегайте пестроты и старайтесь, выбрав один основной спокойный цвет, смягчить благодаря ему все прочие». Денди исповедовали принцип минимализма и связанный с ним принцип «заметной незаметности» (conspiсuousinconspiсuousness), который лег в основу современной эстетики мужского костюма. Вместо напыщенной, вычурной роскоши денди позволяет себе в костюме одну изящную, выразительную деталь. Следующий важный принцип - продуманная (деланная) небрежность. Можно потратить уйму времени на туалет, но далее необходимо держаться так, как будто в костюме все сложилось само собой, в порядке случайной импровизации. «Педантическая тщательность» вульгарна, потому что не скрывает предварительного напряжения и, следовательно, выдает новичка, который потея постигает науку прилично одеваться. Вот почему умение завязать элегантно-небрежный узел на шейном платке стало высоко котироваться именно в эту эпоху. В идеале настоящий денди должен был отличаться стройной комплекцией. Денди были редкостными чистюлями даже по современным меркам. Истинный денди узнавался по чистым перчаткам — он их менял по несколько раз в день; сапоги же были начищены до блеска (по легенде, Браммель чистил сапоги шампанским). Для костюма денди характерна ещё одна примечательная деталь. Денди ходили с моноклями, очками, лорнетами, биноклями — это были предметы модной маскировки. «На известной гравюре Дэниэла Маклиса 1833 года Дизраэли изображен во всем своем дендистском великолепии, причем среди его аксессуаров обращает на себя внимание трость со вделанным моноклем — модная техническая игрушка того времени, бывшая таким же знаком престижа, как и сотовый телефон сегодня». Подобные «навороты» в дендистском наряде — не случайный аксессуар: ведь денди, являясь обладателями безупречного вкуса и образцом для подражания в мужской моде, выступали беспощадными критиками, отпускающими краткие, остроумные, язвительные замечания по поводу погрешностей в костюме или вульгарных манер своих современников, поражающие с убийственной точностью «Невинных прохожих, чьи плащи на дюйм слишком длинны или коротки, не умеющих верно подобрать шляпу, ботинки, панталоны или шейный платок». С помощью своих новомодных оптических приспособлений, денди в открытую разглядывали прохожих, гостей бала, дам в театре. Скидка не делалась ни на возраст, ни на чины, ни на положение в обществе. Принцип минимализма проявлялся и в манере речи. Для денди характерны афоризмы. Речь денди не может быть монотонной и утомляющей: он метко опускает свои «bonmots» (словечки), которые тут же подхватываются и повсеместно цитируются. Кроме того, истинный денди никогда не будет повторять дважды одно и то же. А теперь три знаменитых правила денди: 1. Ничему не удивляться. 2. Сохраняя бесстрастие, поражать неожиданностью. 3. Удаляться, как только достигнуто впечатление. «Я неоднократно наблюдал, что отличительной чертой людей, вращающихся в светском обществе, является ледяное, несокрушимое спокойствие, которым проникнуты все их действия и привычки — от самых существенных до самых ничтожных: они спокойно едят, спокойно двигаются, спокойно живут, спокойно переносят утрату своих жен и даже своих денег, тогда как люди низшего круга не могут донести до рта ложку или снести оскорбление, не поднимая при этом неистового шума». Достойна внимания выбранная фраза: «спокойно переносят утрату своих жен и даже своих денег». Новички в светском обществе старались неукоснительно соблюдать правила этикета, из кожи вон лезли, чтобы выглядеть светским человеком. Отсюда — натянутость и неуверенность, а также вычурность манер (преувеличенная мимика и жестикуляция, форсированное выражение удивления, ужаса или восторга). Парадокс денди, да и вообще истинно светского человека заключается в том, что при полном соблюдении светских условностей он кажется максимально естественным. В чём же секрет такого эффекта? Почитаем Марселя Пруста: «Благодаря верности вкуса — не в области прекрасного, а в области поведения — человек светский в самых непредвиденных обстоятельствах мгновенно улавливает, подобно музыканту, которого просят сыграть незнакомую ему вещь, какие чувства нужно сейчас выразить, с помощью каких движений, и безошибочно выбирает и применяет технические приемы; кроме того, верность вкуса дает светскому человеку возможность проявлять его, не руководствуясь посторонними соображениями, а ведь именно эти соображения сковывают стольких молодых буржуа, во-первых, потому что они боятся, как бы их не подняли на смех за несоблюдение приличий, а во-вторых, потому, что им не хочется показаться своим друзьям чересчур уж угодливыми». В культуре дендизма сложилось особое понятие — фланирование (от франц. fleneur), или медленная прогулка по городу — главным образом, с целью показать себя. Особую роль в тонком искусстве дендистского фланирования играет плавность, коль скоро медленное движение, как считали в то время, по сути своей величественно. Мимический аналог медленной походки — неподвижность лица. Согласно Бальзаку, «плавность движений для походки то же, что и простота в костюме». Как своего рода специальную тренировку в горделивой размеренности походки, вероятно, можно расценить особо модный ритуал, сложившийся в середине XIX века среди парижских щеголей: прогулки с домашними черепашками. Денди, неторопливо выгуливающий черепаху в Люксембургском саду, демонстрирует воистину стоическую невозмутимость и величественную самодостаточность. http://www.liveinternet.ru/users/3259969/post105038824/



полная версия страницы